понедельник, 11 июля 2011
Из последнего интервью Колмогорова:
читать дальшеМ. Андрей Николаевич, когда-то были времена - скажем, Архимеда или даже Ньютона, - когда изучение окружающего мира находилось в сфере доступности просто для образованного человека.
К. Ну, это верно, конечно.
М. Сейчас, увы, это уже не так. Потому что в силу своего образования можно что-то понимать, и то очень немного, лишь в какой-то одной теоретической области. Как вы считаете, такое положение - естественный результат развития человеческого общества или это этап, через который мы пройдем и, может быть, снова вернемся к какому-то общему пониманию?
К. Вы знаете книжку Шкловского “Вселенная, жизнь, разум”?
Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. М.:Изд-во АН СССР, 1962; и последующие издания. - Прим. ред.
М. Да, знаю.
К. Там он определенно говорит, что развитие каждой культуры, если оно не будет остановлено какими-то такими катастрофическими событиями - ну, все мы понимаем, что может произойти с человечеством сейчас, - так, по Шкловскому, если никаких таких катастрофических причин уничтожения цивилизации не оказалось, то цивилизация заканчивается таким этапом потери интереса к технике, - вы помните у него? Вероятно, это все-таки правильно.
М. А что значит “потеря интереса к технике”? Вы хотите сказать, что человечество начинает заниматься больше какими-то гуманитарными проблемами?
К. Даже не гуманитарными проблемами, а вообще возможен такой возврат к более элементарной и детской радости от жизни. Если, конечно, не произойдет с человечеством такой фундаментальной катастрофы, то останется такая довольно трудно решаемая проблема увеличения численности человечества. Но она, вероятно, все-таки разрешима вполне таким рациональным путем. Я думаю, что такое общество, сохраняющее для своих сочленов достаточно личной свободы, вполне в состоянии будет, вероятно, все-таки решить этот вопрос регуляции своей численности.
(Живо.) А скажите, между прочим, есть такой немецкий писатель Гессе (произносит на немецкий лад: Hesse), вы знаете?
М. Да.
К. У него есть такая замечательная книга...
М. “Игра в бисер”?
К. Да, “Das Glasperlenspiel”. Вот там как раз и рисуется состояние общества, потерявшего интерес к техническому прогрессу. И достаточно талантливо, по-моему.